На ощупь»: Интервью с Антоном Шагиным

На ощупь»: Интервью с Антоном Шагиным

2 сентября в российский прокат вышла новая лента Юрия Грымова «На ощупь». В прошлом году еще на съемках фильма КиноПоиск встретился с исполнителем главной роли Антоном Шагиным и поговорил с ним немного.

Расскажи о своем герое.

Я верю, что он – особенный человек. Вообще не вижу смысла играть обычных людей. Потому что каждый персонаж – характер, каждый человек – индивидуальность. Это особенность природы, общества, мира – всего чего захотите. Потому он особенный человек, способный любить сильно. Он, может, и не летает, сверхспособностей никаких у него не проявляется, но он особенный. Разъяснить это трудно без раскрытия перипетий сюжета, а я пока в его подробности вдаваться не хочу. Он, скажем так, слабо видит свое время, потом в его жизни наступает такой момент, который скорее свойственен жизни обычных людей, нормально видящих мир.

Прозревает?

В целом да, хоть это, конечно, и условность. Фильм же художественный, так что условности здесь норма. Поэтому когда я готовился к роли, то я постоянно встречался, разговаривал с людьми, которые также слабо видят, задавал им разные вопросы, и они говорили совершенно удивительные вещи. Один из вопросов был, как они относятся к тем, кто видит мир без проблем, то есть к нам всем. А они: «Вот ты как к нам приехал?» Я: «Ну, позвонил, назначил встречу да и приехал». «Но когда ты собирался на встречу, ты, например, спросил про то, как пройти в ту или иную дверь. Получил кучу ненужной информации. Вы отвлекаетесь на мелочи, а мы идем к своей цели, идем, не оборачиваясь ни на что». Это меня поразило.

И дело не в том, кто сильнее, кто прав, кто виноват. Играя такую роль, невозможно врать. И я по крайней мере вел себя максимально естественно с оператором, режиссером, со всеми. Театр или кино – это дело коллективное. Если никто не принесет реквизит, то в руках не будет нужной вещи, которая в кадре должна заиграть. В общем, в фильме соврать просто не удастся, не завуалировать, не закамуфлировать, не прикрыть.

Герой по мере развития сюжета не становится, как все. Не начинает подмечать детали?

Ну, я бы лучше оставил эту тему. Предлагаю поговорить о ней, когда выйдет фильм. Мне больше интересно рассуждать о его отношении к этому миру вообще, об отношении к отцу, к первой любви. А любить этот человек может очень сильно. В пьесе Ивана Вырыпаева «Июль» есть такие слова: «Я умею любить так, что небеса разверзнутся и земля уйдет из-под ног». Я думаю, данная фраза в какой-то степени относится и к этому герою.

В 25 лет у тебя уже достаточно длинный список работ как в кино, так и в театре. Антон, ты ощущаешь себя популярным, востребованным?

Если человек адекватен, то он может ощущать себя, называть себя как угодно, но только не звездой и прочими подобными терминами, которыми пользуется огромное количество людей. В моей жизни не было пунктика где-то засветиться. Я занимаюсь профессией, которая отвечает на главные вопросы: для чего и ради чего ты этим занимаешься? Я делаю свое дело. Посредством моей профессии я отвечаю на эти вопросы.

Понятно, что впереди еще много работы, но победы-то ведь уже есть. Поделись секретом успеха. Из Брянской области приехал в Москву. В наше-то время…

Я поступил в школу-студию МХАТ, учился там четыре года и очень хорошо усвоил то, что нам говорили преподаватели: нельзя в этой профессии бояться пробовать. Только путем ошибок, разных проб можно чего-то добиться и осуществить задуманное. Я подчеркиваю, что никогда не ставил приоритетов стать знаменитым, тусоваться и прочее. Может быть, я кого-то разочарую этим ответом, но это так. Я полагаю, звездная болезнь мне не грозит, я сохраняю адекватность, и в моей системе ценностей слова «звезда» нет.

Как складывались отношения с режиссером Юрием Грымовым? Он утверждает, что есть мало актеров, с которыми он хотел бы работать. Чем ты покорил его?

Мне кажется, что мы слышали друг друга. В первую очередь, Юрий Вячеславович человек творческий и в хорошем смысле бесстрашный в творчестве. Он может с легкостью принимать предложения, поступающие от артистов. Это мало кто делает. Безусловно, инструкции были, и я к ним прислушивался – он же режиссер! Конечно, у нас было всякое, но никогда на личности мы не переходили.

Какие роли мечтаешь сыграть?

Никто из здравомыслящих артистов не сможет ответить на этот вопрос. Ролей, которые можно сыграть, великое множество, они все заслуживают внимания. Ну а все, о чем я мечтаю, остается во мне. Кого это должно интересовать?!

В «Тисках» ты играл молодого человека, который хотел подзаработать, продавая наркотики. Сам имел с ними дело?

Да, имел. Не продавал, конечно. Покуривал одно время, этим все и ограничилось.

Глеб в фильме все время говорит, что надо чувствовать, и сам воспринимал мир на ощупь. А как чувствовал своего героя ты?

Роль должна оставаться ролью. Не стоит переносить ее в жизнь. Когда я снимался, то думал, что Глеб (главный герой фильма) мне близок, но сейчас, когда съемки закончились и прошло какое-то время, он отделился от меня и существует сам по себе. Но те вещи, которые были важны мне как артисту, в фильме прозвучали. Ведь так или иначе я режиссер своей роли. Я прислушиваюсь к советам режиссера, но боль моего героя все равно моя, и я ее вытаскиваю из себя. Сейчас мне это кажется даже немного смешным. Ничего общего с Глебом у нас уже нет.

В роли Мэлса в фильме «Стиляги» мы тебя видели стилягой с характером, доказавшим свое право на свободу в несвободной стране. А в роли Глеба в фильме «На ощупь» каким мы тебя увидим?

Глеб вычищает свой двор. Сначала вычисти свой двор, а потом иди дальше. На вопрос, куда идти дальше, должен ответить зритель.

А тебе случалось влюбляться так же, как Глебу?

Да, я люблю свою жену. Этим все сказано.

Скажи, перед тобой никогда не стоял выбор – получить деньги и сняться в некачественном фильме или же работать для души, но за небольшой гонорар?

Я работаю в театре «Ленком», где достойные зарплаты. У меня есть прекрасная роль Лопахина в «Вишневом саде». Для меня это важно и ценно. Всегда можно успеть сняться в плохом фильме. Для начала нужно задать себе вопрос: «Для чего ты занимаешься актерством?» Если ради денег, то это одно, ради славы – другое. Я существую только ради профессии и хочу по отношению к ней быть честным. Актерская профессия издревле строилась и воспринималась людьми как нечто особенное, а сейчас этого не происходит именно потому, что огромное количество артистов выбирает финансовую сторону, а не творческую и экспериментальную. Может быть, они боятся ошибаться – я не боюсь. Поэтому я соглашаюсь на те проекты, которые могут и не произвести какого-то взрыва.

Как тебе удается совмещать театр и кино? Ты себя чувствуешь свободным человеком, или жесткие графики добивают?

У меня есть свой график: снимаешься днем, вечером играешь в спектакле. Что такое свобода? На мой взгляд, свобода – это возможность отвечать за свои поступки и действия. Я стараюсь отвечать за свои слова и действия, поэтому считаю себя относительно свободным человеком. Чего не могу сказать о людях, которые соглашаются на материальные блага. Я ни в коем случае никого не осуждаю, это дело каждого, ведь искусством семью не накормишь. Но если я не умираю с голоду, мне незачем соглашаться на халтуру, чтобы заработать деньги. Своим огромным количеством халтура уже приобретает черты национального преступления. В свободное время, если мне никуда не нужно, я стараюсь быть дома с семьей, у меня растет сын. Я пишу стихи.

Пишете только для себя, или они могут перерасти в сборник?

Может быть, это и выльется в какой-нибудь сборник. Я пишу для себя и для друзей. У меня нет амбиций становиться поэтом или писателем. Просто существует потребность – они сами просятся и рождаются.

Кино и театр для тебя равноценны?

Невозможно ответить на этот вопрос в двух словах. Знаю одно: кино забирает, а театр дает.

Ты уже успел увидеть эту индустрию изнутри? Она тебя не разочаровала?

Разочаровываюсь, конечно, когда вижу, что люди по отношению к профессии ведут себя предательски. Это больно. Потому что не нужно ею заниматься тогда. Да не только этой – любой. Я в этом отношении, наверное, максималист, но по-другому просто нельзя. Хотя деньги зарабатывать нужно. Самое кайфовое, когда хорош и режиссер, и сценарий, и гонорар. Тогда вообще все прекрасно. Это бывает редко. Но бывает.           

02.09.2010     
КиноПоиск

Источник

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.