Фокин вместе с Александром Завьяловым упаковал роман в компактную (меньше двух часов) инсценировку. Начинается ретроспективно, когда бедный учитель и несчастный игрок Алексей Иванович уже погиб, почти потерял человеческий облик, так что финал известен заранее, а приключения в Рулетенбурге – флешбэк. Костюмы не привязаны к конкретному времени, но все реакции режиссер, резко обостряя, осовременивает. У Достоевского Алексей, исполняя каприз Полины, предмета своей болезненной страсти, только заговаривает в парке с надутым немецким бароном, и это уже оскорбление, в спектакле он показывает голую задницу. Бланш не просто кокетничает с влюбленным в нее генералом (Сергей Паршин), она картинно снимает трусы, садится к нему на колени, распялив ноги, недвусмысленно елозит, после чего он откровенно застегивает штаны. И Полина (Александра Большакова), придя к Алексею Ивановичу в номер отеля, не эвфемистически предлагает себя, а раздевается донага. В финале мистер Астлей (Александр Лушин), присланный Полиной проведать Алексея, фотографирует его мобильником. А Бланш превращается в аниматоршу, бойко покрикивающую по-немецки на курортников в купальниках и плавках.
Однако современность не в этих анахронизмах, а в самой природе существования героев. Учитывая глубинную связь Достоевского с Пушкиным, уместно вспомнить формулу из «Онегина»: «Современный человек изображен довольно верно <…> С его озлобленным умом, / Кипящим в действии пустом». Фокина интересует история деградации, опустошения жизни и души – у кого она была. Однако приглашенному из «Ленкома» на главную роль Антону Шагину сыграть это пока не удается: у него есть сильный темперамент, без которого за Достоевского и браться нельзя, но, чтобы показать процесс разрушения личности, надо, чтобы просматривалось, чему разрушаться. Зато Мария Луговая и Тихон Жизневский – злые бессердечные авантюристы Де-Грие и Бланш – очень убедительны. Но главная победа спектакля – Бабуленька Эры Зиганшиной. Она поразительно сплавляет психологическую достоверность и гротеск, необыкновенно держит крупный план: на ее лице отражаются все воображаемые повороты круга рулетки, все движения шарика, рот кривится вниз, превращая ее в старуху, но тут крупье, стоя на алтаре, голосом падшего ангела (контратенор Антон Ивлев) выпевает Zero – ликование, торжество заливает лицо Бабуленьки, она мгновенно молодеет чуть не вдвое. Актерская работа такого уровня заставляет вспомнить старинное поименование Александринки – «театр прославленных мастеров».
Дмитрий Циликин
«Ведомости» 14 ноября 2012 г.
Источник «Ведомости»