Главная - Пресса - «Я достаточно повозился с королями и принцессами в кино», - Марк Захаров

«Я достаточно повозился с королями и принцессами в кино», - Марк Захаров

Билеты на спектакли «Пер Гюнт» и «Вишневый сад» легендарного театра «Ленком» в Киеве были раскуплены задолго до приезда знаменитой труппы. Театр под руководством Марка Захарова по приглашению и при поддержке мецената Виктора Пинчука посещает Киев с большими гастролями уже в седьмой раз. Пять лет назад, когда «ленкомовцы» побывали в столице Украины, они привозили три свои работы — «Пролетая над гнездом кукушки», «Город миллионеров», «Ва-банк». Сейчас всего две постановки, зато какие! «Пер Гюнт» — последняя из премьер «Ленкома» — была поставлена год назад и до сих пор идет с аншлагами. Пьеса норвежского драматурга в прочтении Марка Захарова получилась мистической и нереально красивой. Одни только декорации на сцене Национального театра имени Леси Украинки монтировались три дня. В результате перед зрителями вырос настоящий лес, а актеры, по замыслу сценографа, появлялись, казалось, просто из воздуха.

В одной из главных ролей — звезда картины «Стиляги» Антон Шагин. Его партнершей стала народная артистка России Александра Захарова. Эта же пара блистает и в «Вишневом саде». Вместе с народными артистами России Александром Збруевым, Сергеем Степанченко и народным артистом СССР Леонидом Броневым. Десятидневные гастроли «ленкомовцев» завершатся 17 сентября, по праву завоевав звание самого яркого театрального события года. Знаменитый московский театр пожаловал в столицу практически полным составом. 70 техников обслуживают две постановки, в которых задействованы 30 артистов и 12 музыкантов оркестра. Декорации к спектаклям весом свыше 30 тонн с трудом уместились в 9 фур.

Прилетев из Москвы в Киев за день до премьеры, «ленкомовцы» уже через несколько часов начали репетицию «Пер Гюнта» на сцене Театра имени Леси Украинки. «Мы приехали сюда работать...— безапеляционно заявил Марк Захаров, едва ступив на украинскую землю. — Для отдыха времени практически не будет».

Несмотря на преклонный возраст (в следующем году Захарову исполнится 80 лет), режиссер полон энергии и творческих планов. Он любознателен, словоохотлив и в меру ироничен. На встречу с журналистами Марк Анатольевич пришел в сопровождении трех ведущих актеров театра: Антона Шагина, Сергея Степанченко и Виктора Ракова. Правда, говорил в основном сам режиссер, неспешно выговаривая слова и тонко подшучивая над самим собой...

«Постановку «Вишневый сад» мы посвятили Олегу Янковскому»

«Мы счастливы, что снова находимся на святой киевской земле, — признался Марк Захаров.— Увы, слишком давно не были в этом городе и ехали с волнением. Тем более что везли две наши последние работы. «Пер Гюнт» для меня исповедально-личностный спектакль. Мне он интересен, наверное, потому, что я сам прошел «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве или даже по окончании театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную судьбу, как на шахматную доску, и понять, по каким квадратам проходил мой путь, чего я избегал и во что встревал, иногда жалея о случившемся... Кстати, Генрика Ибсена, написавшего эту пьесу, называли фрейдистом в литературе. Пьеса о том, как прожить свою жизнь и сколько нам отпущено. Все мы в разное время задаем себе эти вопросы. Ведь так?»

Увы...

И при этом удивляемся: неужели все в жизни бессмысленно?! Мы побуждаем зрителя к раздумьям, но не скучно, а в ироническом жанре, свойственном «Ленкому». Наш девиз: спектакль должен нравиться не только гурманам, но и тем, кто впервые попал в театр.

Ваша постановка «Вишневого сада» посвящена Олегу Янковскому.

Так случилось, что этот спектакль оказался последним, где репетировал великий артист. Олег Янковский был назначен на роль Гаева. Но, увы, Олега не стало, и мы посвятили спектакль его памяти.

Великой чеховской пьесе в следующем году исполнится 110 лет, а она и сегодня наиболее часто ставится в театрах.

 «Вишневый сад» — бессмертный чеховский шедевр, который будет являться зрителям всегда. Эта трагическая комедия стала энциклопедией русской души. Признаюсь, в своей режиссерской жизни я научился много врать. О чем нисколечко не жалею. Но сегодня врать кому-либо бессмысленно и поздно. Поэтому для нашего сценического варианта «Вишневого сада» я не использовал полный текст великой комедии. Я уже и в прошлом столетии писал режиссерские сценарии, как делал это в кино. Никогда не сумел бы экранизировать пьесу Шварца «Обыкновенное чудо», если бы не увидел сон о Волшебнике, Принцессе и Медведе под музыку Гладкова.

«Раньше я делал свои телевизионные фильмы исключительно за счет отпуска»

Как жаль, что вы перестали снимать кино.

Был период в жизни, когда много моих друзей-кинематографистов останавливали производственные процессы из-за нехватки денег. К тому же нынешнее кино — блокбастеры — предполагает полное отключение на какое-то время от театра. А ведь я делал свои телевизионные фильмы исключительно за счет отпуска. К тому же тогда у меня было больше легкомыслия, смелости. Сейчас мне это представляется опасным, сложным и невозможным. Одно время было много предложений сделать продолжение картин «Мюнхгаузен-2», «Обыкновенное чудо-3», «Убить дракона-4». Я говорил на эту тему даже с Виктором Черномырдиным. Хотя прекрасно понимал, что из возвращения к королям и принцессам ничего хорошего не выйдет. Достаточно уже я с ними повозился. Вот теперь занят только театром.

Кстати, самым посещаемым в Москве.

И это наша большая гордость. Хотя, надо признать, когда висит афиша «Чехов «Вишневый сад», подсознательно не хочется туда ходить. Может, Чеховым перекормили зрителя, создавая заунывные произведения. Но мы постарались, чтобы на нашем спектакле не было скучно. По-моему, получилось. Наш зритель помолодел, на балконах люди буквально висят, долго не расходятся и аплодируют. А ведь это и есть частица счастья, которая так нужна нам, режиссерам и актерам. Только вот длится она недолго.

«Получая орден, испытывал некоторое смущение»

Многие режиссеры, желая ее получить, не брезгуют никакими эпатажными методами.

Я уважаю эпатирующие спектакли, но отношусь к ним без любви. Они для маленьких театров и сцен. Хотя... Опера в этом смысле прогрессивнее. Я видел спектакли, где Татьяна пишет письмо Онегину на компьютере. Но меня это немного «жмет». Я понимаю, что это не наш метод.

В театре бывают разные времена.

Сорок лет я уже служу в «Ленкоме». Естественно, за это время были спады и подъемы. Помню, во МХАТе шел замечательный спектакль «Соло для часов с боем». Потом почти одновременно все его герои, великие актеры, ушли из жизни — Михаил Яншин, Ольга Андровская... У нас сейчас сильная, интересная молодежь. Ее много. Люди, которые были середнячками, становятся мастерами. Возьмите хотя бы Сергея Степанченко, который окончил звероводческое училище на Дальнем Востоке и к театру не имел никакого отношения. Но приехал покорять Москву и постепенно стал большим артистом.

Более того, народным артистом, лауреатом премии Правительства России. Актеров вашего театра баловали званиями еще во времена Советского Союза.

Это правда, мы всегда были на виду, начиная с Евгения Леонова и Татьяны Пельтцер. Находились под пристальным вниманием верховного руководства. Помню, получая орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, я испытывал даже некоторое смущение. В то же время весьма заслуженные люди получали менее престижные ордена. Так же и с нашими артистами. Они снимались чаще других, были в центре театральных событий, что и привлекало внимание руководства страны. Что же в этом плохого?

Только плюсы для всех.

Может, я надоел уже со своими размышлениями. Но, анализируя многое, понимаю, что великие писатели — Чехов, Достоевский, Гоголь — рассказали о нас то, чего мы и не знали. В нашем обществе до сих пор актуален образ умного, интеллигентного... дурака. И чеховское «выдавливать раба по капле» имеет смысл и сегодня. Потому что как ни абстрагируйся, но 70 лет влияния советской власти на народ все равно искоренить из сознания трудно.

Искренне жаль, что вы приезжаете в Украину столь редко.

Чаще не получается. Сейчас нам помогли Виктор Пинчук и его команда. Но таких людей мало. Это прирожденный меценат, который заботится не только о современном искусстве Украины. Он готов привлекать значимых людей в культуре, которые бы побуждали братский народ к дерзаниям, свершениям. Нам этого недостает. Признаться, мы с большой надеждой смотрим на вас, продолжая верить, что в Украине все получится. По крайней мере, лучше и быстрее, чем в нашей стране...

Таисия Бахарева
11 сентябня 2012 г. 
Источник lenkom.stb.ua

К списку статей